Рекомендации по безопасности

0 Comments

На Президиуме ФПС МО 21 апреля 2022 года был утвержден подготовленный регламент по безопасности в формате Рекомендаций .

В свете продолжения работы по усилению обеспечения безопасности жизни и здоровья на соревнованиях, рабочая группа Федерации Парусного Спорта Московской области разработала соответствующий проект регламента. Документ в своей основе опирается на предложения, выработанные Советом Ассоциаций классов в 2018-м году по итогам анализа событий на детских соревнованиях в г. Геленджике во время штормовых условий, а также включил в себя иные предложения от специалистов, тренеров и организаторов соревнований, обобщающие опыт проведения парусных регат на водохранилищах в Московской области. 

Представляем вашему вниманию текст документа. 

Рекомендации по обеспечению безопасности на спортивных соревнованиях по парусному спорту на территории Московской области

1. Общие положения

Настоящие Рекомендации устанавливают порядок обеспечения организаторами официальных спортивных соревнований (далее — соревнования) безопасности участников соревнований при проведении соревнований по парусному спорту.

Настоящие Рекомендации применяются при проведении соревнований, включенных в календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Московской области.

Основной задачей обеспечения безопасности участников соревнования при проведении соревнований по парусному спорту является сведение к минимуму во время проведения соревнований рисков травмирования и гибели участников соревнования, а также повреждения и гибели спортивного оборудования.

При занятиях на воде причинами травмирования и гибели спортсменов является утопление, переохлаждение и получение травмы от или при поломке спортивного оборудования. Обычно это происходит при неблагоприятных, в том числе — экстремальных погодных условиях, связанных с сильным ветром, волнением. Сложность организации безопасности спортсменов в парусном спорте заключается в том, что парусный спорт подразумевает проведение соревнований при наличии как ветра, так и волнения и в том числе – и при экстремальных условиях. Кроме того, для ряда яхт (швертботов) переворачивание яхт и попадание спортсменов в воду является нормой. При этом разные спортивные дисциплины (классы яхт) имеют отличающиеся мореходные качества, и соответственно – отличающиеся пределы, с которых погодные условия начинаются считаться экстремальными. С другой стороны, риск травмирования, гибели спортсменов во многом зависит от подготовленности и мастерства спортсменов. В-третьих, количество, плотность нахождения на акватории и скорости яхт также влияют на вероятность столкновений яхт, при которых возможно получение травм спортсменами.   В связи со всем этим нет универсальных требований и мероприятий по безопасности, а сами меры по обеспечению безопасности спортсменов-участников должны быть сбалансированными в конкретных условиях так, чтобы не потерять соревновательную суть парусного спорта.

Спортивные яхты в плане безопасности можно разделить на следующие группы:

  1. Килевые Каютные (крейсерские) яхты, предназначенные для многодневного автономного плавания, оборудованные согласно требованиям безопасности для маломерных судов, в том числе – средствами оказания первой медицинской помощи. Такие яхты практически не переворачиваются, вероятность попадания членов экипажа в воду на них невелика, однако велика вероятность травмирования спортсменов,
  2. Килевые спортивные бескаютные яхты, предназначенные для непродолжительных гонок в течение дня. Такие яхты практически не переворачиваются, вероятность попадания членов экипажа в воду на них невелика, но при этом они не настолько автономны, как каютные (крейсерские) яхты, вероятность травмирования спортсменов не намного ниже, чем у килевых каютных яхт.
  3. Швертботы – легкие бескилевые яхты, способные переворачиваться. Соответственно, на этих яхтах вероятность попадания членов экипажа в воду велика. При этом подразумевается, что экипаж яхты должен иметь навыки восстановления яхты из перевернутого положения, так же предполагается, что в холодную погоду экипаж должен быть в специальной одежде, сохраняющей тепло при намокании. Швертбот – по сути спортивный снаряд. На нем не предусмотрены спасательное оборудование, средства для оказания медицинской помощи.       
    Соревнования на швертботах можно разделить на 3 группы:
  • Соревнования среди взрослых. На таких соревнованиях предполагается хорошая спортивная подготовка участников соревнований, соревнования могут проводиться при достаточно близким к экстремальным условиям в части силы ветра и волнения,
  • Соревнования среди юношей и девушек старшей возрастной группы, а также – соревнования среди любителей. На таких соревнованиях участники соревнований используют обычно такие-же яхты, как и на соревнованиях среди взрослых, однако спортивная подготовка спортсменов недостаточно высокая, чтобы проводить среди них соревнования в условиях, близких к экстремальным. Вероятность нештатных ситуаций и несчастных случаев на таких соревнованиях выше, чем на соревнованиях среди взрослых.
  • Детские соревнования, соревнования среди юношей и девушек младшей возрастной группы. Проводятся на яхтах, рассчитанных по своим размерам, площади парусности под соответствующие антропометрические данные и уровень физического развития спортсменов. На таких соревнованиях крайне нежелательно проведение гонок в экстремальных и близких к экстремальным условиям. Обеспечение безопасности требует постоянного внимания и обязательного сопровождения взрослыми.

2. Регламентные документы

Вместе с настоящими Рекомендациями также применяются следующие документы, регламентирующие в том числе меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья спортсменов-участников соревнований:

  • Правила Плавания Судов По Внутренним Водным Путям
  • Федеральный Стандарт Спортивной Подготовки по виду спорта «Парусный Спорт»
  •  Правила вида спорта «Парусный спорт» Правила Парусных Гонок
  • Правила класса (спортивной дисциплины), в котором проводятся соревнования
  • Положение (Регламент) о соревновании
  • Гоночная Инструкция
  • Для клубных и тренировочных соревнований — Инструкции по охране труда и технике безопасности при проведении тренировочных занятий по парусному спорту, разработанные организациями, на базе которых проводятся данные соревнования.

3. Минимальные требования по обеспечению спортивных соревнований

3.1.      Гоночный комитет любого официального соревнования по парусному спорту должен быть обеспечен как минимум 2-мя маломерными судами обеспечения, одно из которых выполняет роль главного судейского судна и центра координации проведения соревнований на воде, второе судно обеспечивает/выполняет оперативные действия и маневры согласно обстановке и указаниям с главного судейского судна.

3.2.      Каждое судно обеспечения должно быть оснащено согласно «Нормам оснащения маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, эксплуатируемых во внутренних водах, минимальным набором средств безопасности» (Письмо МЧС России от 27.01.2011 N 29/2-3-62 «О нормах оснащенности маломерных судов» и средствами связи – рацией или мобильным телефоном.

3.3.      Для детских соревнований, соревнований на швертботах среди юношей и девушек старшей возрастной группы, а также – соревнований среди студентов и любителей дополнительно должна быть выдержана норма 1 судно обеспечения на каждые 15 спортивных яхт. В качестве судов обеспечения могут выступать катера сопровождения.

3.4.      Лица, допущенные к управлению катерами обеспечения, должны дополнительно к правам на управление катером иметь права на управление парусными судами или быть проинструктированы в части особенностей оказания помощи парусным яхтам, оказавшимся в нештатной ситуации.

4. Требования по организации спортивного соревнования

4.1.      Спортивное соревнование должно иметь положение или регламент, определяющие в том числе

  • проводящую организацию (включая адрес и контактные данные),
  • место проведения спортивной части соревнования,
  • программу и расписание соревнования,
  • категории, дисциплины, в которых проводятся соревнования и условия допуска спортсменов к участию,
  • требования по безопасности, предъявляемые к участникам соревнования.

4.2.      Спортивное соревнование должно иметь гоночную инструкцию, определяющую в том числе

  • зоны расположения и схемы дистанций соревнований,
  • способ обозначения/идентификации главного судейского судна и катеров обеспечения,
  • требования безопасности, обусловленные навигационной обстановкой,
  • условные сигналы для участников соревнований,
  • требования к оснащению яхт, персональному оборудованию и требования к применению персонального оборудования во время соревнований

4.3.      Должен быть назначен Главный спортивный судья соревнования (Председатель гоночного комитета), принимающий все ключевые решения по организации, проведению, прекращению или продолжению проведения гонок,

4.4.      Должен быть назначен ответственный за организацию обеспечения безопасности участников соревнования. При небольшом количестве участвующих судов ответственным за организацию обеспечения безопасности может быть назначен Председатель гоночного комитета.

4.5.      Должен быть определен координатор по безопасности, координирующий взаимодействие с оперативными и береговыми службами.

4.6.      Должен быть разработан и доведен до каждого участника соревнований информационный лист с контактами экстренных служб, организаций, команд, лиц, задействованных прямо или косвенно в обеспечении безопасности данного спортивного соревнования.

4.7.      Все капитаны судов обеспечения и координатор по безопасности должны быть обеспечены связью друг с другом. Канал связи должен быть заранее оговорен.

4.8.      Дистанции гонок должны отвечать следующим требованиям:.

  • Дистанция по возможности не должна проходить через судовой ход. В случае неизбежности пересечения с судовым ходом дистанция должна быть установлена так, чтобы яхты скорейшим образом пересекали судовой ход в строгом соответствии с ППВВП, не создавая помех судам, для которых судовой ход предназначен. При этом организаторы соревнования должны обеспечить связь с капитанами судов для координации действий с ними. При установке дистанции для килевых бескаютных спортивных яхт и для швертботов (категории 2 и 3 согласно п.1 настоящего документа) при пересечении флотом судового хода рядом должен находиться катер (катера) обеспечения, оборудованный средствами связи для связи с другими судами.
  • Дистанция не должна перегораживать подход к пристаням или не оставлять места для прохода судов, не участвующих в соревновании.
  • Должно быть минимизировано пересечение дистанций гонок каютных (крейсерских) яхт и килевых яхт с дистанциями гонок швертботов и рекомендуется полностью исключать их пересечение с дистанциями гонок детских соревнований.
  • Дистанция должна быть расположена достаточно далеко от объектов потенциальной опасности, таких как плотина, провисшие провода, другие объекты навигационной опасности.  

4.9.      Должны быть разработаны и выполнены мероприятия по исключению допуска к участию в соревнованиях экипажей недостаточной квалификации, а также яхт (спортивных снарядов), не отвечающих нормам безопасности в части своего технического состояния.

5. Требования по организации обеспечения безопасности во время проведения спортивного соревнования

5.1.      Должен быть составлен список всех судов обеспечения, которые могут быть задействованы в организации оказании помощи спортсменам в нештатных ситуациях, включая катера сопровождения. Должны быть определены способы связи с лицами, управляющими данными судами.

5.2.      Должен быть разработан план действий на случай нештатных ситуаций, где обязательно определены:

  • распределение зон ответственности между катерами обеспечения;
  • каналы связи;
  • порядок спасения яхт и спортсменов;
  • условные сигналы для координации действий;
  • место и порядок сбора и публикации информации о яхтах, терпящих бедствие, подобранных из воды или снятыми с яхт суднами обеспечения спортсменах;
  • порядок информирования о возвращении яхт/гонщиков на берег.

5.3.      Перед выходом спортсменов на воду должен проводиться очный или дистанционный брифинг для спортсменов или их представителей, где должны докладываться:

  • прогноз погоды на день;
  • план, место и примерный график проведения спортивной части соревнований на день;
  • распоряжения по обеспечению безопасности;
  • план и порядок действий в случае чрезвычайной ситуации.

5.4.      Перед выходом судов обеспечения на воду должен проводиться очный или дистанционный брифинг для капитанов судов, где должны докладываться:

  • прогноз погоды на день;
  • план, место и примерный график проведения спортивной части соревнований на день;
  • распределение зон ответственности между катерами обеспечения;
  • план и порядок действий в случае чрезвычайной ситуации.

5.5.      В случае пересечения дистанции соревнований с судовым ходом должна быть обеспечена связь ответственного за безопасность участников соревнований с капитанами судов для координации действий с ними. Дополнительно на соревнованиях килевых бескаютных спортивных яхт и швертботов (категории 2 и 3 согласно п.1 настоящего документа) при пересечении флотом судового ходя рядом с местом пересечения должен находиться катер (катера) обеспечения, оборудованный средствами связи для связи с судами.

6. Требования по организации обеспечения безопасности по завершению проведения спортивного соревнования.

6.1.      По завершению спортивного соревнования главный спортивный судья соревнований должен проинформировать ФПС Московской области о происшедших во время соревнования фактах травмирования участников.

6.2.      В случае травмирования кого-либо из участников во время соревнования факт и обстоятельства травмирования должны быть документально оформлены и закреплены подписью главного судьи соревнования для последующего оформления страхового случая страховой компанией.

6.3.      В случае гибели кого-либо из участников во время соревнования должен быть незамедлительно проинформирован дежурный местного отделения Государственной Инспекции по Маломерным Судам МЧС России.